Назад

18 ноября 2016 г. в г. Минске в Посольстве Российской Федерации в Республике Беларусь Постоянный представитель России при уставных и других органах СНГ Андрей Владимирович Шведов выступил с презентацией Концепции российского председательства в СНГ в 2017 году и Плана мероприятий по ее реализации

"Уважаемые коллеги!

1 января 2017 года стартует председательство Российской Федерации в организации, ставшей одним из ключевых элементов региональной архитектуры сотрудничества, – Содружестве Независимых Государств. Организация, которая в этом году отмечает свое 25-летие, за прошедший непростой период прошла проверку временем и продолжает демонстрировать свою востребованность и жизнеспособность, играть реальную объединительную, скрепляющую роль перед лицом стоящих вызовов
и проблем.

Успехи нашего дальнейшего сотрудничества, эффективного движения вперед могут быть результатом только совместной работы всех государств – участников СНГ, причем не исключительно исполнительной власти, но и законодательных, политических, широких общественных структур. В этой связи считаем необходимым заблаговременно представить нашим партнерам  утвержденную Президентом России В.В.Путиным Концепцию российского председательства в Содружестве в 2017 году и план конкретных мероприятий по ее реализации.

Намерены обеспечить преемственность курса, проводившегося в текущем году киргизским председательством в СНГ. Главное, на чем будут сосредоточены наши усилия, - это укрепление, развитие и совершенствование Содружества. Приоритетное внимание планируется уделить повышению авторитета и влияния организации в мировых и региональных делах, созидательного вклада в решение практических вопросов в интересах развития наших стран и на благо их граждан.

Концепция охватывает практически все направления сотрудничества по линии СНГ. Выделю лишь некоторые сформулированные в этом документе задачи.

В экономической сфере считаем необходимым уделить первоочередное внимание выполнению Стратегии экономического развития Содружества, реализации возможностей, заложенных в Договоре о зоне свободной торговли. В частности, намерены сосредоточиться на устранении еще имеющихся технических барьеров в торговле, обеспечении равноправного доступа на рынки наших стран, расширении взаимодействия в области электронной торговли, госзакупок и технического регулирования.

Полагаем также необходимым шире использовать наработки других региональных объединений, в которых участвуют государства Содружества, в частности ЕАЭС, для продвижения экономической интеграции на площадке СНГ. В целом в центре нашей дальнейшей работы видим комплексное развитие интеграционных процессов, гармонизацию нормативно-правовой базы СНГ и ЕАЭС.

В области сельского хозяйства и обеспечения продовольственной безопасности будем работать над созданием условий для формирования на пространстве СНГ самодостаточного продовольственного рынка. В этой связи хотел бы отметить, что об актуальности и важности для СНГ стоящих в этой сфере задач говорил и президент Белоруссии А.Г.Лукашенко на состоявшейся в конце октября с.г. в Минске встрече с главами правительств стран Содружества.

В правоохранительной сфере приоритетом является консолидация усилий государств – участников СНГ в борьбе с терроризмом, транснациональной преступностью, незаконным оборотом наркотических средств, в том числе через скоординированное практическое взаимодействие по линии профильных ведомств. Радикальные экстремистские и террористические группировки, которые зачастую пользуются мощной финансовой подпиткой извне, представляют серьезную угрозу безопасности для стран СНГ, и только коллективные усилия способны обеспечить мир и стабильность на всем пространстве Содружества.

В сфере социальной политики придаем первостепенное значение нашему сотрудничеству по таким актуальным вопросам, как миграция и здравоохранение. В Концепции подробно сформулированы программы действий по каждому из этих направлений.

Особый акцент предполагаем сделать на проведении в 2017 г. в Содружестве Года семьи. Намечена целая серия мероприятий, направленных на поддержку семьи, материнства и детства. В частности, речь идет о решении проблем, связанных с нарушением прав ребенка, предотвращением преступлений в отношении детей, снижением детской смертности. Предполагается инициировать принятие в рамках СНГ программы развития семейного отдыха, популяризации усыновления и создания многодетных семей, поддержки молодых родителей.

Проблематика семейных отношений имеет и международный аспект. Все мы видим, как традиционные семейные ценности подвергаются нападкам и ревизии, причем в весьма агрессивной форме. Проведение Года семьи в СНГ должно стать убедительным ответом тем, кто пытается навязывать извращенное представление о модели семейных отношений. В этом вопросе, судя по общественно-политическим настроениям, в том числе и на Западе, мы имеем массу единомышленников.

Важным объединяющим фактором взаимодействия в Содружестве является гуманитарно-культурная сфера. Намерены содействовать в ходе нашего председательства приумножению связей в области образования, науки, культуры, информации, спорта, молодежных обменов. Значительными событиями должны стать запланированные в Российской Федерации Международный конгресс по образованию, Всемирный фестиваль молодежи и студентов, первый Фестиваль национальных видов спорта и игр СНГ и др.

Важными с точки зрения интересов стран СНГ, укрепления авторитета и роли Содружества считаем дальнейшие шаги по координации внешнеполитической деятельности, продвижению на различных международных площадках согласованных позиций по актуальным вопросам мировой политики. При этом перечень возможных тем для выражения и отстаивания наших общих внешнеполитических взглядов широк. В качестве примера сошлюсь на состоявшиеся неделю назад в Минске межмидовские консультации о сотрудничестве наших стран в ОБСЕ, в ходе которых участники говорили о координации и взаимной поддержке по различным вопросам, например, о продвижении в ОБСЕ проблематики толерантности и недискриминации в отношении мусульман и христиан.

Важным событием для имиджа Содружества стали состоявшиеся 28 октября в Нью-Йорке в рамках российского председательства в Совете Безопасности ООН открытые дебаты с участием Генсека ООН по вопросу сотрудничества ООН с региональными и субрегиональными организациями – ОДКБ, ШОС и СНГ. Отмечалось, что ООН не под силу в одиночку справляться с современными угрозами миру и безопасности. Подчеркивалось, что требуется последовательное наращивание соответствующего сотрудничества ООН с региональными структурами, которые обладают более тонким пониманием ситуации и общего внутриполитического контекста на местах.

При этом вроде бы очевидная идея «взаимосвязанности», сопряжения интеграционных процессов, «интеграции интеграций» по-прежнему наталкивается на нежелание Запада рассматривать региональные объединения, действующие на пространстве СНГ, в качестве состоявшихся образований и главное – равноправных партнеров. Одна из причин такого отношения – глубоко укоренившаяся в ментальности западников вера в собственную исключительность и превосходство. Надеюсь, что происходящие в мире события, внутренние процессы в том же Евросоюзе, будут подталкивать их к более адекватному восприятию интересов других государств и региональных объединений, как и собственного «я».

Верим в перспективу создания единого экономического и гуманитарного пространства от Атлантики до Тихого океана в интересах обеспечения устойчивого развития евразийского континента. Убеждены, что взаимодополняемость экономик, использование их естественных преимуществ могли бы способствовать поступательному объединению рынков, позволить сообща эффективнее решать многие проблемы.  У нашей  организации есть свое место и роль в этом процессе.

Наконец, еще одним приоритетом российского председательства, и это было особо подчеркнуто в выступлении В.В.Путина на сентябрьском саммите СНГ в Бишкеке, станет совершенствование деятельности самой организации, повышение ее эффективности. Будем последовательно и энергично стремиться к тому, чтобы все принимаемые в рамках СНГ решения имели максимальную практическую отдачу, вписывались в общий интеграционный процесс. Стоит задача адаптировать СНГ к современным реалиям, избавиться в работе от излишнего бюрократизма, разумно и бережно расходовать финансовые средства, уменьшить, где это оправдано, численность чиновничьего аппарата.

В заключение хотел бы отметить, что отношения со странами СНГ являются безусловным приоритетом российской внешней политики. Осознаем значение фактора России в преуспевании Содружества. В то же время еще раз подчеркну, что залогом успешности председательства, дальнейшего развития нашего взаимодействия является только общая слаженная работа. Очевидно, что для придания импульсов организации востребованы свежие идеи. Так, полагаю важной и полностью солидарен с мыслью, высказанной Президентом Белоруссии на уже упоминавшейся встрече с главами правительств наших стран, о желательности и необходимости запуска и реализации в формате СНГ крупных совместных проектов. Открыты к совместному поиску с партнерами новых возможностей и перспектив.

Наконец, отдельно хотел бы обратиться к присутствующим на нашем мероприятии представителям СМИ. Постоянное представительство Российской Федерации при уставных и других органах СНГ готово в рамках российского председательства к общению в самом активном режиме с Вами по всем интересующим СМИ вопросам.

Спасибо за внимание."